Если вы читаете различную литературу, то вероятно сталкивались с тем, что b — это иногда си, а иногда си бемоль. Но это только малый частный случай того, с чем можно столкнуться. В этой статье поговорим о различиях в обозначениях и терминах двух сформированных на данный момент музыкальных школ. Прочитайте до конца и сможете избежать многих недоразумений.
Начнём, пожалуй, с буквенных обозначений нот, тем более, что я уже упомянул про них. Открывая советские музыкальные издания, можно обнаружить букву h, которая совсем не встречается в современной литературе. Все дело в том, что ноты в классической школе обозначаются как c d e f g a h — до ре ми фа соль ля си, соответственно. И дополнительно можно встретить b, что есть си бемоль. В то время как, в современных обозначениях используют только C D E F G A B, но заглавными буквами.
Когда мы хотим указать альтерации, то ставим # или b справа от заглавной буквы. Например, D#, Eb. Но в классической школе такие альтерации имеют свои особые название, так диез обычно обозначается “is” и бемоль, как “es”. Например Ля диез будет «ais», а Ре бемоль «des», но есть и несколько исключений. Ми бемоль и Ля бемоль обозначаются «es» и «as», убирая две гласные подряд для бемолей.
Такие обозначения легко сводятся к различного рода мистификациям. Вполне возможно, что многие композиторы этим пользовались. Иоганн Себастьян Бах мог зашифровывать своё имя (BACH) как четыре последовательно сыгранные ноты — Си бемоль, Ля, До и Си. Кстати, это хроматический кластер, что делает всё еще более жутким ?
Я думаю, многие встречались также с обозначениями Dur и Moll, это простые и удобные обозначения тональности в классической нотации, обозначающие Мажорную и Минорную, соответственно. Если нужно указать, например, тональность Фа диез мажор, то пишем Fis-dur, красиво и с изюминкой. В современной нотации же ничего такого нет, либо просто пишут F# Major Key, либо, что наиболее часто, — ничего не пишут. Кажется, всё дело вообще в подходе к «тональности». Ведь, согласитесь, если есть ключевые знаки, то здесь только два варианта, и обычно в простых произведениях определить тональности не составляет труда. А в сложных никакие изящные слова не помогут. ?
Но проблема вообще в трактовке слова «тональность»: если отбросить всякие гармонические функции, все сводится к простому наличию нот с определенными альтерациями. И если музыка развивается с использованием только этих нот, тогда композиция или её фрагмент находятся в одной тональности или ключе (key), что означает, по сути, использование тех самые ключевых знаков. Это всё я к тому, что может просто нет нужды в подобных обозначениях?
Раз заговорили про тональность, тогда стоит упомянуть и про функции. Привычные T, S, D из классической гармонии часто имеют вид простых ступеней I, IV, V в современной, т.е. TSD просто не используют. Если в эпоху Моцарта эти функции были представлены в основном аккордами первой, четвёртой и пятой ступеней, то сейчас лучше мыслить шире и видеть в одной функции потенциально возможные другие аккорды. Такой подход даст намного больше преимуществ и скорости мышления именно в современной музыке, поэтому TSD встречается очень редко.
В то же время побочные доминанты, которые мне всегда было непросто запомнить в классической гармонии в виде DDVII65 легко превращаются в V7b9/V, где слева указан тип аккорда — вторичная доминанта с пониженной ноной (она же двойная и побочная, с «низкой» ноной), а справа — аккорд, к которой эта доминанта приставлена. Проблема такой записи в том, что в ней совсем не ясно какое голосоведение подразумевается. Это весьма критично для классической музыки, но для большинства современных жанров это вовсе не проблема, поэтому, я думаю, люди и пришли к такому короткому обозначению побочных доминант, тем более, что также просто можно указать такую доминанту к любому аккорду.
Тональности должны базироваться на мажорной или минорной гамме, если это не так, то здесь имеет место либо модальность, либо атональность, либо ещё чего. Нам очень привычно говорить о параллельных гаммах и тональностях с одним набором ключевых знаков. Однажды вы можете открыть англоязычное музыкальное издание и увидеть, что c-dur и c-moll это параллельные гаммы. Но как же? Это же одноименные! Большая разница в словах и подходах. В американской школе параллельные (parallel) — это все гаммы и лады построенные от одного звука (одноименные). Например, До миксолидийский лад и До мелодический минор — это параллельные. А вот До мажор и Ля минор — это родственные (relative). Если отбросить все предрассудки, я искренне считаю, такие названия более логичными, но конечно же, не использую их таким образом.
Вот ещё одна небольшая проблема, чтобы у вас не было путаницы. Мелодический минор учат играть как натуральный в нисходящем виде в классической школе. Студенты в муках играют на тех. зачетах вверх мелодический вид минора, вниз натуральный. Это вовсе не означает, что он не может быть использован в мелодическом варианте вниз. Так более естественным образом распределяются тяготения, но музыка развивается, человеческий слуховой опыт тоже, и мелодический минор вниз звучит очень даже ничего, что и говорят в современной теории музыки.
Последняя на сегодня путаница — ступени. Казалось бы чего проще, нумеруй себе их по-порядку, и всё будет хорошо. Так мы привыкли делать для мажорной гаммы (заглавными I II III IV V VI VII) и для минорной (заглавными и иногда строчными). Но парадокс современных обозначений, вероятно, связанный с параллельными гаммами и ладами, в том, что всё рассматривается относительно мажорной гаммы, и отличающиеся ступени обозначаются с необходимыми альтерациями. Если мы возьмём гармонический минор, то в классической нотации его ступени будут обозначаться I II III IV V VI VII#, а в современной можно встретить такой вариант I II bIII IV V bVI VII, т.е. все звуки относительно мажорной гаммы, поэтому нет никакой альтерации для седьмой ступени. Посмотрите, где стоят знаки альтераций — слева или справа от ступени! ?
Под этим непривычным термином имеется ввиду подбор слогов, которые мы используем для пропевания мелодий. Например, сольфеджируя в постсоветском пространстве, мы поем то, что видим: ноту соль как «соооль», до диез так и пропеваем как «дооо диез», независимо от тональности. В американской же музыкальной школе американцы пропевают мелодии ступенями гаммы соответствующей мелодии мажорной или минорной тональности. В мажорных тональностях первая ступень — это слог do, вторая ступень — re, далее mi, fa, sol, la ti. В минорных — do, re, me (читается как мэй), le (лэй), te (тэй). Самое забавное в том, что если мы будем петь мелодию в ре-мажорной тональности, то первую ступень — ноту ре, мы будем пропевать на слоге do, ми будет re, а фа# — mi и так далее. Поняли логику? К такому пропеванию непросто перестроиться нашему привыкшему к совершенно другому раскладу разуму.
Надеюсь этот материал поможет вам не делать тех же ошибок в трактовке того или иного термина или обозначения, что когда-то давно делал я.
Всем успешной практики!