Когда я ещё играл на гитаре, Стив Вай (Вэй) был, наверное, самым любимым моим кумиром. Невозможно определённо сказать, почему этот человек такой крутой: такое чувство, что он действительно заключил «сделку с дьяволом», и события фильма «Перекрёсток» только подтверждают это. Не знаю, кто сейчас так же популярен среди молодых гитаристов. В любом случае, Стив Вай — это легенда!
В его индивидуальном композиторско-импровизационном исполнительском стиле есть одна черта, имеющая прямое отношение к нашей теме импровизации. Стив очень любит Лидийский лад. Тем самым я не хочу сказать, что маэстро не использует другие лады, но лидийский лад он использует очень часто.
Как вы уже догадались, сегодня поговорим о Лидийском ладе захватим родственный ему Ионийский лад.
Лидийский считается самым светлым и ярким ладом среди всех. Может, поэтому он частенько хочет захватить власть тоники и возглавляет целую Лидийскую хроматическую концепцию.
Этот лад находится на четвертой ступени натурального мажора (как строить и запоминать лады — тут). Его характерная нота — повышенная IV ступень (#4) по отношению к одноимённому мажору. Это характерная ступень так и называется лидийской ступенью. Давайте в этот раз будем все примеры рассматривать от ноты Соль (G).
К сожалению, хоть этот лад такой замечательный, привести пример композиции целиком построенной в лидийском ладу затруднительно. Послушать, как он звучит изолированно, можно ниже.
Теперь давайте поговорим о его ближайшем родственнике, который добился наибольшей власти в музыке.
Ионийский лад вызывает некоторые подозрения и вызывает споры, потому что очень сильно схож с натуральным мажором. Казалось бы, мы учимся различным музыкальным штукам, отталкиваясь от знания мажорного и минорного ладов, а тут оказывается, они только «похожи» на Ионийский и Эолийский лады. Почему?
Опять же, я бы не хотел грузить никого всякими теоретическими выкладками и спорными определениями (типа «лад», «гамма», «строй»). Поэтому простым языком говоря:
Мажор — это функциональная система, ионийский лад — это лад, имеющий свою «краску».
Ну как-то так. Может, однажды представится случай поговорить об этом подробнее.
Давай последуем алгоритму предыдущих статей про лады и построим аккорды от тоник наших ладов.
О чудо! Это же одинаковые большие мажорные септаккорды! То есть, этими двумя ладами можно обыграть большой мажорный септаккорд.
Ну и напоследок, так как же Стив Вай и другие гении пользуются лидийским ладом? Здесь есть по факту три варианта.
В прошлый раз мы говорили, что Дорийский лад подходит для II-7, миксолидийский — для V7. Теперь стоит добавить, что Ионийский лад подходит для Ima7. Но в диатонике есть IVma7, что тоже есть большой мажорный септаккорд, и ему как раз соответствует Лидийский лад.
Теперь вы уже можете работать с последовательностью Ima7 — IVma7. Как и в прошлый раз повторюсь. Может показаться, что ноты одинаковые, и вам правильно кажется! Но учить лады надо на каждый аккорд.
Это слишком круто для этой статьи, поэтому очень просто сейчас. Там, где должен был появиться Ионийский, заменить его и использовать Лидийский (регармонизация). Хорошим примером в данном случае будет II-7 V7 Ima7.
Как в примере с народной музыкой, центры лидийских гармоний спонтанно перемещаются. На практике обычно требуется время, чтобы звучание лидийской гармонии закрепилось в голове у слушателя, поэтому гармонии длятся не менее четырех тактов.
Вот такая получилась статья. А вообще, если хотите научиться круто имровизировать, то у меня есть курс по импровизации, в котором с нуля пошагово я научу вас импровизировать различными ладами, а том числе и лидийским. Спасибо за внимание!