Иногда настолько сильно прокачиваешься в импровизации, что простой одноголосной линии становиться недостаточно, и начинаешь добавлять второй мелодический голос (подголосок). Но и потом становится скучно, и начинаешь рубить аккордами, как минимум по четыре звука.
В группе Вконтакте меня спрашивали, как же так делать и в каком направлении вообще двигаться. Постараюсь ответить со своего видения и может дать хоть какое-то руководство к действию. Давайте для начала посмотрим видео, что же вообще я имею в виду под «импровизацией аккордами».
Как вы можете услышать, звучит это очень красиво и контрастно в сравнении с одноголосной импровизацией. Но очевидно, чтобы научиться так делать, придется потратить очень много часов. Так с чего же начать? Давайте разбираться.
Я думаю, здесь необходимо отметить, что если голосов много, то и возможности зашкаливают, и чтобы не сойти с ума от такого многообразия, лучше разбить такой вариант солирования на несколько подвидов. И так как эта тема касается аккордов, то будет полезно зацепить несколько моментов, которые могут пригодиться в аранжировке, поэтому не удивляйтесь некоторым примерам на пачках духовых.
Первый и самый очевидный вариант — играть блок-аккорды: то самое как раз и делает Билл Эванс большую часть времени. Блок-аккорды пришли в фортепианную и гитарную техники из аранжировок для биг-бэндов. Да, вы не очитались — гитаристы тоже играют блок-аккорды.
Блок-аккорд — это особенный вариант расположения и удвоения звуков аккорда. Из любого аккорда можно сделать блок-аккорд. Суть подхода очень проста, слово «блок» в некотором смысле означает «закрытый», «замкнутый», тогда нам просто нужно некоторым образом замкнуть аккорд. Для этого мы удваиваем мелодический (верхний) звук аккорда октавным повторением ниже. Возьмем для примера лад До миксолидийский и построим на каждой его ступени по блок-аккорду.
Вот так просто мы получим блок-аккорд… легче сказать, чем сделать! Такой вариант блока хорош в аранжировке для оркестров, где есть пять саксофонов, удобно также играть на фоно пятью пальцами (послушайте Джорджа Ширинга). Но на гитаре такой вариант вообще не работает: звуков много, да еще и аппликатура неудобная.
Поэтому есть другой вариант.
Если в название добавить слово «блок» (Block Drop 2, об этом чуть ниже), то это сойдет за название крутого шутера 2019 года. Но это такой вид аранжировки аккорда, существующий очень давно, также пришедший из оркестровки для саксофонов. Чтобы его получить, нужно второй звук сверху (альтовый голос аккорда) увести на октаву ниже. Так мы получим Drop 2.
Есть небольшая проблема, связанная с большими мажорными септами, в нашем случае с Fma7 и Bbma7. В таком виде их не используют из-за диссонантной природы малой ноны между крайними голосами. Поэтому когда имеем дело с мажорными септами, то используют обычно секстаккорды — F6 и Bb6.
И так вполне можно играть и на гитаре, и на фоно, и писать партии для четырех инструментов. Самая крутая фишка такого расположения звуков — это вынесение альтового голоса в другую октаву, что делает его более слышимым. Своего рода полифония в виде мелодического голоса сверху и альтового снизу.
Если мы теперь сделаем из него блок аккорд (Block Drop 2), просто нужно удвоить мелодический голос октавой ниже, тогда такой вариант звучит более насыщенно и может быть применим на фоно и в аранжировке преимущественно. Трудно себе представить, как бы мучился гитарист, играя такие аккорды.
Аранжировка аккорда будет зависеть от инструмента, на котором играются аккорды. Так, например, гитаристы пользуются полнозвучными аккордами из четырех звуков реже, чем пианисты. Drop 2 наиболее подходящий вариант для всех, хотя пианисты также могут использовать блок-аккорды. В аранжировке для оркестра возможны гораздо более изящные варианты, на которых мне бы не хотелось останавливаться в этой статье.
Хорошо, мы выяснили как расположить аккорды, но это касалось одного аккорда, а чтобы импровизировать, нужны и другие.
Я надеюсь, вы понимаете, что вариантов гармонизации бесчисленное множество, поэтому мы сейчас разберем самые клишейные.
Самый простой и часто используемый, и вообще замечательный и круто работающий: не менять звуки аккорда, двигать только мелодическую ноту. Если посмотреть на транскрипцию соло Билла Эванса внимательно, то можно обнаружить:он играет вовсе немного «левых» аккордов. Он играет, в основном, главный аккорд и двигает мелодический голос с его октавным удвоением (блок-аккорды).
И это действительно классный вариант для фоно. Не очень он работает для гитары, в силу аппликатурных решений, и не очень работает в аранжировке для духовых, в силу многочисленных повторяющихся звуков.
Поэтому следующий хрестоматийный вариант — гармонизация через уменьшенные септаккорды.
Любой уменьшенный септаккорд — это спрятанный доминантовый септаккорд с пониженной ноной. Например, возьмем C7b9, и уберем из аккорда тонику. Тогда получим уменьшенный септ. Таким образом, наоборот, мы можем представить любой уменьшенный септ, как доминанту. Кстати, это хороший способ определить функцию уменьшенного септа.
Есть проблема: уменьшенный септ — это четыре разных доминанты… Но это вообще другой разговор, поэтому в следующий раз.
Возвращаясь к сути гармонизации уменьшенными септаккордами, получим, что любой звук можно гармонизовать либо основным аккордом, либо вспомогательным уменьшенным септом. Например, все тот же миксолидийский (где, Bo7 — это спрятанная доминанта G7b9):
Теперь применим блок аккорды
Аналогично для гитары мы просто применим Drop 2 и получим то самое классическое звучание игры аккордами.
Конечно это займет кучу времени на отработку техники, но это реально сделать, и я думаю, это та самая точка отсчета для игры аккордами. Дальше только в сторону усложнения. Давайте посмотрим на другой пример аранжировки аккордов для оркестра и фоно:
Применим Block Drop 2 для саксофонов:
Резюмируя написанное выше, если можно гармонизовать гамму, значит можно и строить фразы этими аккордами, значит можно и импровизировать.
Как я уже сказал, гармонизовать можно бесчисленным количеством вариантов. И это тоже используют в соло, т.е. прям буквально используя всё: параллелизмы, побочные доминанты, модальные замены, II-V, гармонизация от баса и много чего еще. Поэтому предлагаю просто насладиться волшебником гармонизации Тал Фарлоу и помечтать, что нам это тоже может быть доступно. ?
Надеюсь, этой статьей я дал хоть какой-то импульс к дальнейшему освоению этого громадного топика — импровизация аккордами, и вас не остановит его сложность.
Всем удачной практики!