Вы когда-нибудь слышали легенды про абсолютный слух? Говорят, люди, обладающие им, могут узнать ноту разбивающегося стекла, сходу подбирать все, что слышат, писать музыку без проигрывания на музыкальном инструменте, импровизировать, как Бах, двигать предметы, и ещё они состоят в тайном сообществе супергероев.
Я раскрою тайну: я трогал некоторых из них… они такие же, как и все.
Довольно часто приходится слышать байки про абсолютный слух и «оправдания» от людей, у которых его нет. А оправдания такого рода: «вот был бы у меня абсолютный слух, я бы тогда огого чего сделал!». На что искренне хочется посочувствовать музыканту и сказать: «ну поищи работу где-нибудь в офисе или на стройке». В мире достаточно успешных музыкантов без абсолютного слуха.
Но что же это такое тогда, этот абсолютный слух?
Послушайте аудио.
Слышите ли вы в голове название ноты? Может у вас было видение ноты на нотном стане? Или вы отчетливо почувствовали, что это за нота, и сможете отличить ее при следующем проигрывании? Тогда послушайте следующий аудиофайл.
Самая последняя нота, это она же? (тест не претендует на 100% точность определения вашего слуха)
1/10000 населения земли обладает абсолютным слухом. Среди профессиональных музыкантов процент обладателей волшебного дара: 10-15% в европейских странах и Америке. Интересно, что в Китае этот процент 60-70%, вероятно, из-за особенностей тонального языка. Но тогда чем же пользуются остальные?
В госмузобручреждениях нам рассказывают, что существует несколько видов слуха:
Каждый из них связан с той или иной областью музыкальной деятельности. Звуковысотный, тот, который нас интересует, бывает 2-х видов: абсолютный и относительный.
Если прослушав аудиофайлы выше вы каким-либо образом идентифицировали ноту (это была Фа), то мои поздравления: у вас, скорее всего, абсолютный слух! (Кстати, во втором треке была нота Ми.)
И, что самое интересное, у вас ещё и относительный слух. Если не идентифицировали, то у вас только относительный.
Абсолютный слух — это способность помнить и распознавать точную высоту звука, без предварительного прослушивания заранее известных звуков (настройка).
Т.е. люди, обладающие абсолютным слухом, держат в голове эталонное звучание нот и впоследствии идентифицируют услышанное, сравнивая с этими эталонами. Здесь очень интересный момент — это момент «сравнения». Происходит это очень быстро, так быстро, что сравнения вовсе как-будто и нет.
Относительный слух — это способность помнить разницу в высоте звуков. Впоследствии чего, это способность сравнивать звуки относительно прослушанного заранее эталона (настройки).
Т.е. сначала необходимо взять настройку, и далее, путем сравнения, можно вычислять, какие звуки вы слышите. Как было упомянуто выше, абсолютным слухом обладают далеко не все, но относительный — это естественное качество вообще человеческого слуха (умение сравнивать — это один из базовых психических процессов мышления). Т.е. мы все обладаем относительным слухом и можем развить навык сравнения услышанного до виртуозного.
Как?
Давайте прольем свет на эту тьму, потому что когда я учился в колледже мне никто ничего такого не рассказывал, а просто давали петь упражнения без объяснения зачем. Поэтому ниже приведены несколько очень важных пунктов в развитии слуха:
Вероятно среди читателей будут противники следующего метода. Поэтому добро пожаловать с вашими подходами и вариантами в комментарии. Я предлагаю этот метод, потому что проверил неоднократно его на себе и некоторых своих учениках.
Суть метода: Вспоминаем детские песенки, в которых первые 2 ноты мелодии составляют необходимый нам интервал. Например, «В лесу родилась ёлочка» начинается с восходящей большой сексты, а «Маленькой елочке холодно зимой» начинается с нисходящей малой терции. Далее, после 100 тысяч пропеваний кусочков этих мелодий от разных нот, стараемся ассоциировать новые услышанные интервалы с началом мелодий песен. После чего вы слышите, будто бы начало песенки, но в очень сжатом варианте, скорость сравнения должна быть действительно высокой. Далее вы просто понимаете, что это за песня, и, соответственно, что за интервал.
Конечно, придется попотеть, потратить много время, а еще подобрать известные ВАМ песенки на каждый интервал. Более того, нужны песенки на интервалы как восходящие, так и нисходящие. Но способ работающий, хоть и трудоемкий.
Важно: вы можете наткнуться в интернете на различные курсы по развитию абсолютного слуха. Никогда не встречал ни одного человека, развившего в себе слух после таких курсов: проходил сам — не помогло. Представьте, если бы кто-то действительно открыл способ развития абсолютного слуха? Вероятно, вы бы уже знали об этом. Делайте выводы.
Преимущество ли иметь абсолютный слух? Абсолютное да, несмотря на некоторые недостатки (о которых можно почитать здесь). Стоит ли отчаиваться и переставать заниматься музыкой? Совершенно нет. Звуковысотный слух — это одна из музыкальных способностей, которые необходимы музыканту. Кто знает, может вас одарили в другой области. Может у вас потрясающее чувство ритма? Или очень врожденно развито чувство формы, так необходимое композиторам? Но вы даже не отдаёте себе отчёт, что другой человек потратит годы на воспитание в себе таких же навыков как у вас. Вы можете потратить 10000 часов на развитие слуха, а кто-то потратит их на развитие чувства ритма, в итоге мы все находимся почти в одинаковых первоначальных условиях.
Также чекайте мои подробные видео-инструкции по развитию слуха:
Всем терпения и усердия в «прокачке» ваших ушей!
Роман Алексеев