Совершенно неожиданно для себя можно обнаружить, что простая, на первый взгляд, «песенка» может вызвать некоторый ступор или даже разногласия, в таком обыденном действии, как определение тональности. Итак, что же произошло?
Get Lucky — песня-хит выпущенная дуэтом электронщиков Daft Punk при участии Фарелла Уильямса в 2013 году. Думаю, вы ее могли частенько слышать по радио, на выступлениях живых команд, или в бесконечном количестве кавер-версий на ютубе. Песня действительно хороша и погрузилась в бытие музыкантов так сильно, что никто уже и не задумывается в какой тональности она написана, а просто говорят нечто вроде: «ну там 3 диеза».
Однако, бороздя просторы интернета, можно наткнуться то тут, то там на вспышки бурных обсуждений и споров о том, что же считать тоникой в Get Lucky?
Легкий анализ покажет, что в интернете мнения на счет тональности разделились. В основном все спорят или песня в F#m (Фа диез миноре), или в Bm (Си дорийском миноре). Но есть и кардинально отличные мнения, иногда упоминается Ля мажор, Соль бемоль минор, а русский гугл вообще показывает Фа минор?
Чтобы разобраться что здесь происходит нам понадобится посмотреть на песню с двух перспектив: мелодии и гармонии
В нотном отрывке представлены все важные мелодические ходы, для удобства анализа разбитые на 3 части: A, B и С
Давайте отбросим заведомо ложный бред про Фа минор и т.п. В тональности определенно 3 знака при ключе и ответ напрашивается сам собой, это либо Ля мажор, либо Фа диез минор, либо что-то производное из этого ключа, может быть как раз, как и говорят в интернете, Си дорийский минор. Собственно это и есть основные претенденты на звание тоники.
Обычно, когда мы определяем тональности песни по мелодии, мы смотрим с каких нот она начинается и чем заканчивается, но также еще стараемся почувствовать тяготения в ладу, чтобы наверняка разрешиться в тонику. И если рассмотреть изолировано мелодию в части А, то можно заметить как вполне очевидно она вертится вокруг F#m трезвучия
Синим помечены главные тональные ступени Фа диез минора. Посмотрите как очевидно и убедительно затактом появляется вторая ступень — G# (помечена красным), что делает ее задержанием с разрешением в тонику. Если в конце сыграть еще F#m, то вообще не остается никаких сомнений
Анализируя части В и С, можно обнаружить, что подобного обыгрывания F#m аккорда уже нет. В части В мелодия приходит и начинает свое движение от терций аккордов.
А в части С вообще ни разу не появляется нота Фа диез. И вроде в этом нет особой проблемы, не всегда мелодия разрешается в тоническую ноту тональности… если бы мы только не смотрели на другой важный аспект — гармонию.
А здесь всё становиться намного интереснее. С точки зрения гармонии, чтобы понять какая тональность песни, нам бы найти какой-нибудь четкий гармонический оборот, как D — T, ну чтобы вообще не осталось сомнений.
Если предположить, что тональность F# минор, то в последовательности Bm7 — D — F#m7 — E я как-то не вижу подобной каденции. Был бы здесь C#7 — F#m, тогда можно было бы закрыть вопрос, но ничего подобного здесь нет. Более того, расположенный в «неудобном» для тоники месте (третьем такте всей последовательности) аккорд F#m7 звучит вообще неубедительно.
Для расположения аккордов во времени характерна достаточно четкая структура. Например, для четырехтактного периода самое логичное место для Доминанты — это четвертый такт:
В таком расположении, Тоническая функция попадает на сильное время (1 такт), а доминантовая на слабое время (4 такта). В таком виде все получается достаточно логично, мы слышим напряжение в конце периода и ожидаем его разрешения.
Тут можно добавить например предвосхищающую субдоминанту перед доминантой и получить полный каденционный оборот:
Т.е. основной смысл естественного расположения функций в том, что в независимости от количества аккордов и качества оборотов внутри периода, Тоника будет приходиться на сильное время, а Доминанта на слабое.
Возвращаясь к последовательности Bm7 — D — F#m7 — E, трудно сказать что это очень натуральное расположение Фа диез минорного септаккорда. Зато, мы видим очень натуральное расположение Си минорного септаккорда — Bm7 (1 такт)!
Что если тональности Get Lucky — Си минор дорийский? Тогда, конечно, нам стоит вести речь не о тональности, а о некоторой модальной системе.
Одна из важнейших характеристик модальных систем — отсутствие тональных тритонов. И действительно здесь нет ни одного малого мажорного септаккорда, ни одного уменьшенного или даже полууменьшенного. Если рассмотрим последовательность с точки зрения Си минора, мы получим: Im7 — III — Vm7 — IV. И на стыке двух периодов можно заметить, как IV переходит Im7.
Такой ход уже даже можно назвать «клише» для Дорийской последовательности аккордов.
Итого, что мы имеем?
Осталась вишенка на торте. Вернемся в первый такт и подставим теперь аккорд.
Я намеренно сделал ноты длиннее, чтобы вы смогли уловить дорийскую краску Си дорийского лада в самых первых звуках песни.
Последний эксперимент на сегодня. Давайте подставим Си минорную тонику в конце мелодии и послушаем, как произойдет (произойдет ли вообще) разрешение в нее только мелодии.
Эм… как-то не очень… Т.е. я развел здесь такую канитель, написал много букв, доказывал, что песня в Си дорийском… А на деле мелодия туда вообще не тяготеет!
Всё так?
Это и есть причина и корень всех споров и недоразумений с тональностью этой песни. Мелодия звучит четко в Фа диез миноре, а гармония уводит в Си дорийский лад. Поэтому люди слышат по разному. Допустим немного больше субъективности и пусть каждый сам сделает вывод. Лично для меня она всё таки больше в Си, но я знаю очень многих людей, кто определенно скажет что эта песня в Фа диез.
или на почту: [email protected]
1 Комментарий
Лично я категорически отказываюсь использовать понятия мажора, минора или диатонических ладов. Песня построена на искусственных ладах(звукорядах) с переменными точками тяготения : первый — EBAG#AG#F# , второй- DC#DF#F#G#AABC#.Удивительно напоминает индусские раги.