А вы, когда слушаете джазовых мастеров, задумываетесь, как они это делают? Я постоянно об этом думаю.
Конечно, здесь есть место очень яркой индивидуальности того или иного артиста, но в целом все они обладают общими чертами, которые и умещаются в понятие «джазовой идиомы». В курсах колледжей и вузов по Истории Стилей, Импровизации, Аранжировке, вероятно присутствует некоторая система обучения джазовому ремеслу, но я решил написать об этом, потому что, думаю, будет интересно посмотреть на систематизацию истории джаза и технологии, особенно если вы не учились в госмузобручреждениях. В интернете можно найти информацию, как играть ту или иную технику, или какие фразы играл Чарли Паркер, но абсолютно не понятно откуда это всё взялось и почему это важно.
Так сложилось, что мне зачастую была интересна история — как мировая, так и музыкальная, и я много читал/смотрел на эту тему, поэтому в данной статье я собираюсь рассказать вам и логически объяснить, откуда возникли такие знаменитые музыкальные явления, как блюзовые ноты и свинг. Я планирую целую серию подобных материалов и, надеюсь, вам будет интересно читать. Поехали!
Ни для кого не секрет, что джаз зародился в Новом Орлеане. Это был портовый город, соединявший несколько торговых путей. Туда стекались люди со всей планеты, и это накладывало свой отпечаток на общую музыкальную культуру города, потому что каждый приезжал туда и привозил частичку своей культуры.
Теперь представьте, вы идете по улице и слышите мотивы калипсо, поворачиваете голову на другую сторону дороги и слышите неожиданно не темперированные арабские мотивы на у’де. На встречу вам надвигается уличный военный оркестр с достаточно весёлыми мажорными маршами, а из окна второго этажа слышно, как некая мисс разучивает лунную сонату Бетховена. Вы проходите дальше и натыкаетесь на китайский квартал, где из каждого угла доносятся звуки пентатоники и хлопушек. Где-то есть и русские, поющие хором, где-то испанская хабанера, итальянская опера, а в не самых благополучных местах можно встретить чернокожих рабов, стучащих свои странные ритмы в свои странные барабаны. В таком многообразии музыкальный кругозор гораздо круче, чем кругозор любого продвинутого музыканта из ****нска.
Была одна большая разница между чернокожими африканцами и всеми остальными приезжими — они были рабами, чужими и безвольными в том американском мире, и этот факт сыграл, вероятно, самую главную роль. Все люди вокруг торгуют, веселятся, дерутся, влюбляются, а они — рабы. Это должно вызывать гнев несправедливости и желание вырваться из того положения, в которым находится человек. Хочется быть непохожим на «ужасное» окружение и никак от него не зависеть.
И первое, в чём обычно выражается чувство несправедливости, с которым ничего нельзя поделать — творчество. Музыкальное творчество чернокожих было достаточно разнообразным: там были рабочие песни, спиричуэлс и позже появился блюз.
Вот она точка отсчета для всех джазовых героев настоящего. Блюз впитал в себя всё, что было до него, и дал задел на века вперед. В нём есть действительно всё: несогласие с действительностью (боль и плач в блюзовых нотах), желание выделяться (необычная 12-тактовая форма), религиозность (вопросно-ответная структура мелодий рабочих песен и спиричуэлс), доступность и простота для масс (тексты и наличие всего трёх аккордов).
Ну хорошо, с текстами и аккордами всё понятно: достаточно разок послушать подлинный блюз. В принципе и даже с формой почти понятно, 12 тактов — это чётное количество тактов, слушается закончено, хоть и чуть больше самого естественного периода в 8 тактов. Небольшая неразбериха с аккордами и кадансовым оборотом в 9-10 тактах, но это выходит за рамки этой статьи, иначе я её никогда не закончу.
Почему «религиозность» выражена в структуре мелодики, я думаю, тоже весьма понятно, и здесь, кстати, есть частично ответ, почему 12 тактов. Вероятно, в любых религиозных ритуалах принято, что есть некий «запевала», который достаточно громко делает некоторое «заявление» (чаще вопросительное — «вопрос»), после которого люди/толпа ему вторят и как-бы подытоживают, отвечая на заявление запевалы («ответ»). Такая же структура мелодики наблюдается в Рабочих песнях и в Спиричуэлс.
Далее, в зависимости от религиозной практики, события могут разворачиваться различными путями. В блюзе первое «заявление» и «ответ» на него часто приходятся именно на первые четыре такта. Начиная с пятого такта чаще всего можно услышать тоже самое заявление или некоторую его вариацию, или другую новую фразу, но с тем же самым смыслом. Другими словами, запевала продолжает развивать тему разговора, но немного в других красках и часто это происходит из-за смены аккорда.
Наконец толпа и запевала сходятся во всеобщем подведении итогов разговора, приходящихся на необычный блюзовой оборот D — S в девятом такте. Здесь же и кульминация как смысловая, так гармоническая, так и мелодическая.
Самое же загадочное и интересное здесь — это блюзовые ноты. Я встречал два равносильных взгляда на них, имеющих право на жизнь.
Первая точка зрения гласит, что блюзовые ноты — это «недотянутые» аккордовые звуки. Т.е. прям буквально певцы не попадали точно в аккордовый звук и пели чуть ниже (как думаете, умышленно или нет?), что нотировать в обычной системе невозможно. Если у нас есть До мажорный аккорд, тогда блюзовый исполнитель поёт не Ми (терция аккорда), а нечто между Ми и Ре#. Также и с квинтой, не Соль, а почти Фа#. Идея этого подхода в том, что затем часто эти четвертитоновые тяготения всё-таки разрешались в аккордовые звуки.
Вторая точка зрения заключается в том, что блюз придумали чернокожие из Африки, где европейские представления о тональной системе просто не работают. Потому как, если собрать вместе самые устоявшиеся блюзовые ноты (#II/bIII, #IV/bV, bVII) и плюс несколько «нейтральных» нот из тональности, то получим нечто напоминающее минорную пентатонику с всего лишь одной лишней нотой.
Действительно, как можно было догадаться играть минорную пентатонику поверх мажорной гармонии? Это как раз и есть разница в представлении о тональной гармонии. Для наших ушей не всегда привычно слышать две тональности одновременно (мажорную гармонию и минорную мелодию), но для африканцев того времени это, видимо, была норма. Вероятно, ответ на этот вопрос кроется в африканских корнях, где вообще приставка «Поли-» очень распространенное музыкальное явление. «Полиритмия», «полиметрия», ничего удивительного: «политональность». ?
Получается, что первые блюзмены пели и играли минорный пентатонический лад — а это самый легко и естественно поющийся народный лад, проще не придумать. То есть всё прям ну очень просто — берешь и играешь минорную пентатонику на весь квадрат, иногда разбавляя её #IV/bV ступенью, которая исторически появилась намного позже.
Кстати, в моем курсе по импровизации очень разжевано и разобрано всё, что касается блюза, и ребята обычно прекрасно лабают блюз в разных вариантах после этого урока, поэтому если хотите к ним присоединиться, просто перейдите по ссылке, зарегистрируйтесь и начните заниматься бесплатно.
Я хочу сразу предостеречь вас от поспешных выводов, что сейчас пойдет речь о пианистах, ведь, как известно, регтайм — фортепианный жанр. Так уж сложилось, что здесь пианисты сыграли свою роль в истории джаза. Регтайм — это второй важный ингредиент джазовой музыки, хотя в чистом виде к джазу он уже не имеет никакого отношения.
Возможно, вы знаете, кто такие креолы? Из-за очень сильной расовой сегрегации никто не хотел оказаться на месте чернокожих афроамериканцев, даже некоторые другие чернокожие не хотели этого. Креолы — это дети белокожих рабовладельцев и их чернокожих рабов, и они очень не хотели быть обычными рабами. Они росли в богатых семьях и получали образование, навыки этикета и были таким прям аристократичными. Они часто старались дистанцироваться от обычных рабов, пытаясь быть высшим обществом. Но не все их представители разделяли такую точку зрения. Были среди них и те, кто получив европейское классическое музыкальное образование устремлял свои взгляды на музыкальное творчество окружающего их мира, в том числе и на творчество обычных рабов.
Также, в то время в Америке были популярны шоу менестрелей. В этих шоу исполняли афроамериканский танец Кейкуок, который отражал именно африканскую ритмическую природу — синкопирование. Взять, например, изящный венский вальс и начать танцевать его на одной ноге, вот примерно так выглядит синкопирование. Очень ломаные и резкие движения на фоне достаточно упругого ритма.
Так вот, креолы сидели дома за фортепиано, а в то время с улицы доносились звуки марширующего военного оркестра. И эти образованные ребята стали играть левой рукой именно ритм марша — «ун-ца ун-ца». Бас на первую долю, аккорд на вторую, вот и получился «ун-ца» (um-pah, это реальное название) аккомпанемент в размере 2/4.
А правой рукой стали играть то, что слышали в шоу менестрелей — тот самый синкопированный ритм. Который работает как группы из трех нот поверх четного размера. За счет этого создавалась та самая «джазовая» ломаность и в тоже время знакомая маршеобразная европейская пульсация.
Так появился регтайм. Считается, что произошло это в среднем западе США и самый крутой представитель регтайма — это Скотт Джоплин. Послушайте пример в видео — наверняка вам с детства известна эта мелодия.
Регтайм — это в некотором роде афроамериканский вариант европейского военного марша, поэтому есть очень много схожих черт: форма, гармония, структура мелодики. Только вот ритм сделал своё кардинальное и решительное изменение марша, да так, что большинству истинных американских аристократов этот новый музыкальный жанр пришелся не по вкусу.
Но новинка была настолько забавной и интересной, что невозможно было её упустить из виду, и слухи о регтайме расползались по всей Америке быстрее, чем его успевали хаять высшие общества.
А теперь внимательный читатель мог задать вопрос, а при чем тут Новый Орлеан? И если блюз и регтайм — это такие классные родоначальники джаза, но они и также самостоятельные музыкальные жанры, то что такое джаз?
Очень мало известно о конкретных людях того времени, считается что первый джазмен — это корнетист Бадди Болден (Buddy Bolden). У него был свой марширующий бэнд, с которым он выступал на похоронах и свадьбах, и в моменты особого веселья и танцев он переносил ритмический акцент бас бочки с первой доли маршеобразного ритма создавая неожиданную синкопу, которая заставляла танцевать еще сильней.
А это очень много чего значит, как мне кажется, от такой трансформации они что-то почувствовали. Почувствовали, что «качает» намного круче, когда не акцентируешь сильные доли!
Вот теперь всё сливается в одно целое, потому как, где кроме Нового Орлеана могло произойти пересечение оркестра Бади Болдена, блюза, регтайма и испанской хабанеры? Там было для этого всё: люди, инструменты, атмосфера. Чтобы было понятнее давайте смоделируем весь процесс.
У нас есть типичный ритм регтайма в 2/4 маршеобразным аккомпанементом:
Теперь мы увеличим длительности в два раза и размер такта с 2/4 до 4/4:
Здесь в дело вмешивается еще одна звезда того времени — Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton). И да это еще один важный пианист в этой истории. 😉 Джелли Ролл Мортон внедрил в свою игру ритм хабанеры в левую руку и блюзовые нотки в правую:
Это заставило ритм качать еще сильней, а в купе с синкопой Бади Болдена привело музыкантов на мысль, что если синкопировать и опираться не на первую и третью доли такта, тогда можно заставить ритм «качаться». А если качается ритм, то и качаются люди в такт и пританцовывают. В итоге получился вот такой вот вариант:
Почти всё. Если уже сыграть в таком варианте, то вы просто не сможете устоять и играть идеально ровно, вы начнете «качаться» относительно второй и четвертой долей такта. Произошла первая революция джаза — родился свинг!
Если вы не умеете свинговать, то вы не знаете что такое ритм. Есть даже такая песня It don’t mean a thing if it ain’t got that swing («Это не имеет смысла, если нет свинга»). Даже если вы не хотите играть джаз — свинг это природное явление, и без него мы звучим как любители. А я знаю, как научить свинговать, и в моем курсе по импровизации очень подробно и наглядно показываю как это сделать, вы можете попробовать бесплатно начать заниматься, просто перейдите по ссылке и зарегистрируйтесь на курсе.
Опять же, трудно обрисовать картину, когда не живешь в то время, возможно есть упущения в моей истории, буду рад любым вашим конструктивным дополнениям. Как мне кажется, это первый важный этап джазовой истории.
Надеюсь, вам понравилась статья, поэтому очень жду от вас комментариев, репостов, тогда я смотивируюсь написать продолжение, ведь дальше история становилась только интересней.
Всем усердия в занятиях!
6 Комментарии
Чудово, давно хотів повчитися імпровізації)))))
Спасибо, было не плохо.
Очень крутая и интересная статья ! Нравится именно,что объясняете что соединяете историю с музыкой и всю причинно-следственную связь показываете, в общем, огонь ! продолжайте обязательно )
Спасибо, Михаил! Обязательно продолжу, следите за новостями
Отличная статья! Спасибо.
Вух-ху! Первый комментарий на сайте? Спасибо! Рад, что понравилась статья!