Я вас приветствую в школе джазовой гармонии! Этот раздел – кульминация моих знаний и поисков в этой области. Жизнь в неведении и непонимании как организована джазовая музыка для меня невыносима, поэтому изучению гармонии я посвятил львиную долю своих усилий и времени, затраченному (и до сих пор затрачиваемому) на обучение.
Причины, по которым я считаю критически важным создать такую школу в публичном доступе в русском сегменте интернета описаны далее, сейчас же предлагаю вам просто ознакомиться с содержанием и некоторыми важными её особенностями.
Гаммы и лады
Джазовая гармония — это всегда о строении аккордов (структура) и их соединении между собой (последовательность). Как видите, огромная часть материала посвящена аккордам, гармонизации и регармонизации, самым трепещущим темам в среде джазовых музыкантов. Возможно, манера и некоторые подходы к изложению материала будут отличаться от привычного, но я вас попрошу оставить предрассудки и сомнения. Переработка почти всех популярных в России и СНГ русскоязычных изданий по джазовой тематике, программы обучения в Berklee, переводы порядка пяти значимых учебников по джазовой гармонии с английского и постоянный личный поиск ответов на вопросы дали мне собственное понимание и некоторую интерпретацию, которая, я надеюсь, поможет вам легче понимать и применять на практике полученные знания.
Думаю, после тщательного изучения материала вы узнаете буквально всё и у вас больше не останется вопросов, как бы самонадеянно это не звучало. Конечно, всё еще будет множество трудностей и проблем на пути у ищущего музыканта: в текстовом виде невозможно описать и показать тонкие особенности джазовой ритмики; остаются вопросы, связанные с развитием слуха; вам также предстоит решение чисто практических задач на вашем инструменте; и конечно, в полной мере ни одно учебное пособие не сможет дать комплексное умение в области импровизации. Но я уверен, что внимательное прохождение школы и выполнение заданий поможет вам освободится от «оков гармонии» и дать вдохновение и мотивацию для искреннего творчества.
В начале я хочу дать несколько рекомендаций по изучению материала. Подразумевая, что уровень первоначальной подготовки в музыке может сильно разниться, я предостерегаю вас, что не стоит тратить свое время на попытку понять то, что вам еще не доступно, если вы не выучили базовые школьные уроки. Если вы не можете с легкостью построить любую мажорную гамму или затрудняетесь в определении вида трезвучия, то скорее всего, вам лучше сначала пройти курс теории музыки и сольфеджио. С другой стороны, кое-что может вам показаться слишком простым, но я бы рекомендовал всё равно вдумчиво просмотреть материал и выполнить задания. Повторение никогда не бывает лишним. Более того, очень вероятно, что в тексте кроется некоторая деталь, которая ускользала от вас и мешала музыкальному росту даже в самых простых вещах.
В тоже время не стоит пытаться проглотить целиком всю школу, не делайте ошибки, которые делал я, когда начинал заниматься джазом. Кажущаяся простота очень коварна и обманчива, и без должного уважения сыграет в итоге с вами злую шутку. Изучайте материал последовательно и тщательно, не перескакивайте к более сложным темам, пока не освоитесь в простых. Каждый раз, после прохождения новой главы, задайте себе вопрос: «могу ли я быстро использовать это на практике?». И если вы прочитали, например, про надстройки, но не можете их быстро построить – не переходите дальше!
Спасибо за проявленный интерес к весьма непростой теме, вместе мы одно большое сообщество единомышленников. Я постараюсь помочь пройти вам этот путь легко!