Не углубляясь в дебри теории и гармонии, связь аккордов и ладов очень проста и очевидна. Все, что нам нужно — это иметь общую отправную точку для аккорда и лада. И такая точка — это тоника. Теперь весь алгоритм вычленения связи аккордов и ладов сводится к построению тонического созвучия в выбранном ладу.
Если открыть учебник по теории музыки, то можно найти классическое определение аккорда:
Аккорд — это созвучие из трех и более звуков, которые можно расположить по терциям.
Хочу обратить ваше внимание на то, что тоническое созвучие не всегда может иметь терцовую структуру. Не вникая сейчас, почему и зачем, будем строить созвучия из трех и четырех звуков. (Мне кажется все эти созвучия, трезвучия… немного страшновато звучат, но если вдумываться в слова, то все становится очевидно.)
Давайте возьмём для примера F (Фа) и построим от неё несколько ладов:
1. Мажорный лад. Это наше все! 15 веков формирования диатоники + пять веков освоения того, что сформировали. F G A Bb C D E — так выглядит Фа мажорный лад. Теперь через одну ноту (в данном случае — по терциям) строим аккорды и получаем: F A C — Фа мажорное трезвучие (F) и F A C E — Фа большой мажорный септаккорд (Fma7).
2. Дорийский лад. Пользуясь одним из описанных ранее способов, получаем — F G Ab Bb C D Eb. Аккорды: F Ab C (он же Fm) и F Ab C Eb (Fm7).
3. Миксолидийский лад. F G A Bb C D Eb. Аккорды: F A C (тоже Фа мажорное трезвучие) и F A C Eb (F7).
4. А вот это уже интереснее: лад называется Цыганская мажорная гамма, и ноты от Фа будут следующими — F Gb A Bb C Db E. Это один из настоящих народных ладов. Причем, имен у него очень много. На википедии можно найти статью про него. Аккорды: F A C (трезвучие F) и F A C E (Fma7).
5. Ивато (Iwato) — на одном из гитарных сайтов так называют обращение японского лада. Очень колоритно звучит и имеет несколько сюрпризов. F Gb A# B Eb. Аккорды: F A# Eb и …. пожалуй все, нот то всего 5. Невозможно построить 4-х звучные аккорды. Хотя со мной можно поспорить… В первый раз Ивато я услышал у Стива Вая в одном из обращений.
Как вы видите, одному аккорду может соответствовать несколько ладов, причём, совершенно разных. С другой стороны, в качестве тоники могут быть разные типы аккордов для одного и того же лада. Очень важно понимать, что трезвучие — это не септаккорд. В тоже время, в качестве тоники может быть и не терцовое созвучие вовсе.
Другими словами, если сейчас звучит Фа мажорное трезвучие, то поверх можно сыграть: Мажорный лад, Миксолидийский, цыганскую мажорную гамму и многие другие (можно послушать в треке ниже). Но условия использования и звучание у всех будет различным.
О том, какие есть способы правильно выбрать лад, мы поговорим в другой раз. Здесь я только хотел показать как связаны между собой лады и аккорды.
Чувствуйте себя свободно спросить что-либо в комментах, делитесь статьей в ваших любимых соц. сетях!
Спасибо за внимание и удачного дня!